Яндекс.Метрика Rambler's Top100
Каталог Строительных Фирм

QR-Code

НОВОСТИ про лифты

Монтаж лифтов. Неподъемная сила

Lift nepodemnyi

«В России ужесточаются правила эксплуатации лифтов»

Наверняка многим приходилось застревать в лифте многоэтажек. Согласитесь, ощущение неприятное. А уж пешком подниматься на какой-нибудь 10-й этаж с сумками после работы очень тяжело. Помогут ли новые правила эксплуатации лифтов решить застарелую проблему лифтового хозяйства? Что теперь изменится? А главное - станет ли безопаснее ездить в лифтах?

Шабашников не пускать

В России вводятся нормы, которые начнут регулировать движение лифтов. Ужесточаются правила эксплуатации. Все это сделано из-за тревожной статистики. В стране сегодня насчитывается более 400 тыс. лифтов, треть из них свой ресурс уже выработали. Сейчас основные требования к работе лифтов содержит техрегламент Таможенного союза, но этот документ называют рамочным - он указывает только общие требования к безопасности.

Новый документ № 743 с длинным названием «Правила организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров и эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах» устанавливает порядок ввода в эксплуатацию лифтов, порядок их обслуживания и процедуры, необходимые для вывода из эксплуатации.

Работу лифтов в многоэтажках сейчас контролируют только обслуживающие организации: управляющие компании, ТСЖ и ЖСК. Как они это делают, остается загадкой. Поэтому опасения государства понятны.

Новые правила предусматривают, что в каждой управляющей компании должен быть специалист, разбирающийся в лифтовом оборудовании. Механики смогут приступить к работе, только если у них есть профильное образование и они сдали квалификационный экзамен. А лифт сможет возить людей, только если сведения о нем внесены в реестр. Это значит, что скоро непрофессиональные мастера лишатся возможности обслуживать лифты.

Сегодня жестких требований к мастерам нет. В итоге они не всегда справляются с порученной работой. И даже иногда сами гибнут во время проведения работ.

Можно приводить много примеров непрофессионального подхода к обслуживанию лифтов. Например, в прошлом году в Москве в ЖК «Алые паруса» кабину лифта развалил упавший противовес, погибла женщина. Ростехнадзор признал, что причиной аварии стало невыполнение в полном объеме работ по техобслуживанию лифта в соответствии с инструкцией по эксплуатации изготовителя. А в январе этого года в Котельниках погиб электромеханик, который занимался ремонтом лифта: он упал в шахту и разбился.

Если говорить о нашем крае, то в начале этого года в одном из лифтов многоэтажки в Сочи сорвался лифт с двумя детьми. Они чудом выжили. Кабина застряла между этажами. Как выяснилось, это уже не первый случай в этом доме.

Повышенные требования с вступлением новых правил в силу предъявляются и к специализированной организации. У нее должен быть персонал, который прошел обучение. Каждый механик должен сдать квалификационный экзамен, данные о котором будут внесены в федеральный реестр. У таких сотрудников появится и персональная ответственность. В случае аварии можно будет понять, кто из сотрудников плохо выполнил свою работу.

Лифты могут встать?

«КИ» задали несколько вопросов вице-президенту Национального лифтового союза России Алексею Захарову, одному из инициаторов новых правил. В электронном письме «КИ» сформулировали самые актуальные вопросы.

- Алексей Сергеевич, можно ли ситуацию с лифтами в многоэтажках назвать плачевной?

- Да, в среднем в лифтах гибнет около 50 человек в год. И немалая часть из них - это сами механики, которые не соблюдают требования безопасности. Поэтому необходимо крайне быстро принимать меры по обновлению лифтового парка.

- Какие основные тезисы в новых правилах вы выделили бы?

- Лифты теперь необходимо подвергать техническому обслуживанию как минимум раз в месяц. Дополнительно - квартальное, полугодовое и годовое техобслуживание. Раз в год необходимо проводить испытания устройств безопасности лифтов - об этом многие управляющие компании раньше забывали. Нередки случаи, когда эти виды работ перепоручали специализированным организациям, чего делать нельзя. Будет восстановлен учет лифтов, - такая работа не велась в последние годы. Акцентирую внимание на том, что до настоящего момента достаточно было пойти в специализированную организацию и заключить договор на техобслуживание. Не было никаких требований, которые, по сути, нужно было бы контролировать.

- Что вы считаете основным достижением новых правил?

- Введение такого понятия, как квалифицированный персонал. То есть должен быть профессионал - электромеханик, который бы четко знал и выполнял свои обязанности.

- У вас нет опасений, что новые правила могут парализовать лифтовое хозяйство? Откуда найдутся деньги на техобслуживание, на электромеханика?

- Этот вопрос неоднократно звучал во время подготовки документа. Дело в том, что деньги на техобслуживание лифтов уже заложены в тарифы. Просто не было обязательных требований к техобслуживанию лифтов, поэтому деньги использовались на другие цели. То есть сегодня все жильцы многоэтажек платят за техобслуживание лифтов.

- Второй, не менее важный повод для беспокойства. Не случится ли так, что резко сократится количество работающих лифтов. Их могут отключить из-за того, что не соответствуют новым правилам?

- В прошлом году после трагедии в ЖК «Алые паруса» Минстрой устроил тотальную проверку. В 10% случаев управляющие компании, знавшие свои недоработки, просто останавливали лифты. И сразу стало ясно, кто работает нормально, а кто нет. На мой взгляд, первые несколько месяцев по новым правилам будет непросто работать, но потом все «устаканится».

А как у нас?

К счастью, несчастных случаев в лифтах в Краснодаре не было, но ситуация в многоквартирных домах складывается острая. И все из-за того, что в городе до сих пор немало лифтов, срок эксплуатации которых истекает в скором времени.

Судите сами.

По данным заместителя начальника жилищного отдела департамента городского хозяйства и ТЭК Натальи Старовойтовой, в Краснодаре насчитывается 1399 многоквартирных домов с лифтами. В них расположено 5994 лифта, из них 921 уже выработал свой ресурс или сверхнормативный срок - 25 лет. И теперь требуют не столько ремонта, сколько полной замены. Всего в крае более 3000 лифтов нуждаются в замене. А между тем по программе капремонта на 2017/2018 годы планируется заменить всего лишь 400 лифтов.

В разные годы в Краснодаре проблема старых лифтов решалась по-разному. Чтобы избежать отключений, во многих жилых домах лифты частично ремонтировались. Например, в доме № 118 на улице Селезнева. Жильцы не могли допустить, чтобы лифты вообще отключили, а потому сделали частичный ремонт, чтобы продлить их срок эксплуатации.

Около пяти лет назад в городе по муниципальной программе «Замена лифтового оборудования в многоквартирных домах» было заменено более 150 лифтов. Среди них - дома № 68 на улице Московской, № 72 и 74 на улице Почтовой, № 118 на улице Селезнева, № 354 на улице Рылеева. Но это капля в море.

На смену этой программе пришел капремонт по Федеральному закону № 185 «О Фонде содействия реформированию ЖКХ». По ней собственники на паях с государством капитально ремонтировали свои дома, в том числе меняли старое лифтовое оборудование.

Пока жильцы многоквартирных домов входили во вкус и оценивали преимущества этого капремонта, программа закрылась. Со временем открылась новая, региональная программа капремонта.

Эксперты прогнозируют в стране настоящий «лифтопад», если на федеральном или региональном уровне не будут приняты программы по замене лифтового оборудования. С учетом того, что самое большое количество лифтов преклонного возраста было введено в строй в 70-80-е годы прошлого века, на «выход в тираж» уже претендуют лифты 1985 года рождения, самого урожайного по возведению грузоподъемников в жилом секторе. Вопрос в том, кто заплатит за их замену.

В этом году Минстрой назвал кредитование ускоренной замены лифтового оборудования в жилых домах приоритетным ведомственным проектом.

В Минстрое считают, что этот проект позволит за несколько лет обновить лифтовое хозяйство.

В текущем году планируется заменить 18 тыс. лифтов, 5000 из них - в срочном порядке, по контрактам на ускоренную замену. В 2016 году было заменено 12,5 тыс. лифтов, а в 2015-м - 9,5 тысячи. До 2020 года заменить в России нужно более 80 тыс. лифтов.

Готовы ли управляющие компании работать в новых условиях?

По словам главного инженера МУ РЭП № 23 Зинаиды Савиновой, лично для них и собственников многоэтажек, находящихся под их управлением, не произойдет кардинальных перемен:

- Мы работаем по договору со специализированной аккредитованной организацией, в штате есть электромеханик, который проверяет связь кабины с диспетчером, освещенность, точность остановки и надежность запирания дверей, осматриваются шахты. Исследуют устройства защиты двигателя, канатоведущий шкив, канаты и другие параметры. Анализируются тормозные устройства, отводные блоки. Тщательно проверяется двигатель и подвески кабины.

Зара Хушт, zara@ki-gazeta.ru
Фото Ивана Журавлева

Замена лифтов - это дорогое удовольствие. Расходы только на один подъезд могут составлять около 2 млн руб., что является неподъемной суммой для жителей. Поэтому замена оборудования ведется лишь в рамках целевых программ.

По нормам срок службы лифта разных модификаций составляет примерно 25 лет. Но не секрет, что в большинстве старых домов жильцов возят лифты и по 30, и по 50 лет. Специалисты утверждают, что без грамотного обслуживания самый новый и навороченный лифт умрет лет через десять.

Материал опубликован на сайте Краснодарские известия.